ГИА-9 включает в себя четыре экзамена по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна по двум учебным предметам из числа учебных предметов: «Биология», «География», «Иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский)», «Информатика», «История», «Литература», «Обществознание», «Физика», «Химия» (далее – учебные предметы по выбору).
Лицам, изучавшим родной язык и родную литературу при получении основного общего образования, предоставляется право при прохождении ГИА выбрать экзамен по родному языку и (или) родной литературе. ГИА-9 по родному языку и/или родной литературе проводится в форме ГВЭ.
Общее количество экзаменов в 9 классах не должно превышать четырех экзаменов. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов, по их желанию, сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.
Регистрация на ГИА-9
Регистрация на ГИА-9 осуществляется с 23 декабря 2024 года до 1 марта 2025 года (включительно).
Для обучающихся, не имеющих возможности по уважительным причинам (подтвержденным документально), пройти ГИА-9 в основные сроки, ГИА проводится в досрочный период по решению председателя государственной экзаменационной комиссии Республики Крым (далее – ГЭК).
Для прохождения ГИА в досрочный период допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое собеседование по русскому языку, и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс по образовательной программе основного общего образования не ниже удовлетворительных) и получившие допуск педсовета образовательной организации.
Регистрацию выпускников текущего года осуществляют ОО, в которых выпускники осваивают образовательные программы основного общего образования, определенные местами регистрации на ГИА-9, экстернов – образовательные организации по выбору экстернов.
Комплект документов для регистрации:
Заявление на участие в ГИА-9 с указанием формы прохождения (ОГЭ/ГВЭ) и перечня выбранных предметов (подается обучающимися лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями)). При сочетании двух форм проведения ГИА-9 участник заполняет два соответствующих заявления: на участие в ОГЭ и на участие в ГВЭ.
Копия документа, удостоверяющего личность;
Копия СНИЛС;
Оригинал и копию документа, подтверждающего прохождение промежуточной аттестации (для лиц со справкой об обучении, не прошедших ГИА в предыдущие годы).
Регистрация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
Обучающиеся с ОВЗ при подаче заявления на итоговое собеседование по русскому языку и ГИА-9 предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), а обучающиеся, дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, а также оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК.
Участники проходят ГИА-9 по обязательным учебным предметам «Русский язык» и «Математика» и по двум предметам по выбору из числа следующих учебных предметов: биология, география, иностранные языки, информатика, история, литература, обществознание, физика и химия.
Для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их выбору проводится в форме ОГЭ или в форме ГВЭ только по обязательным учебным предметам. Допускается сочетание различных форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ).
Участники регистрируются до 1 марта 2025 года (включительно) предоставляя комплект документов для осуществления регистрации, а именно:
заявления на сдачу ГИА;
копии документа, удостоверяющего личность;
для участников, выбравших ГВЭ, необходимо предоставить также копии документов, подтверждающие прибытие учащихся с территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (приказы о зачислении обучающихся в ОО Республики Крым, выписки с личных дел, миграционные карты, табели учебных достижений обучающихся с предыдущих мест учебы и др.);
для участников с ОВЗ – копии рекомендаций ПМПК, участников – инвалидов и детей-инвалидов – оригиналы или надлежащим образом заверенные копии справки, подтверждающей инвалидность, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и оригиналы или надлежащим образом заверенные копии рекомендаций ПМПК.
Участники с ОВЗ обязательно заполняют соответствующие поля в заявлении, указывая перечень условий, которые им необходимо создать для прохождения ГИА в ППЭ согласно медицинским показаниям (перечень необходимых условий обозначается отметкой в соответствующем поле в заявлении, если таковые не представлены в заявлении, условия прописываются в специально отведенном для этого месте в заявлении), а также вписывают в заявление реквизиты медицинского документа.
Заявления на участие в ГИА подаются обучающимися лично или их родителями (законными представителями).
Внесение изменений в регистрационные данные после 1 марта 2025 года
Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных ими в заявлении экзаменов, а также форму ГИА (лица с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды) и сроки участия в ГИА только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае обучающийся подает заявление в Государственную экзаменационную комиссию Республики Крым (далее – ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым он планирует пройти ГИА-9, и (или) измененной формы ГИА, сроков участия в ГИА, а также причины изменения заявленных ранее предметов, формы и сроков ГИА. Указанное заявление подается не позднее, чем за 2 недели до начала соответствующих экзаменов.
Обучающиеся, экстерны, не зарегистрировавшиеся в установленные сроки после 1 марта подают заявление на ГИА в ГЭК только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально и не позднее, чем за две недели до начала соответствующего экзамена.
Итоговое собеседование как условие допуска к ГИА-9 проводится для обучающихся 9-х классов, в том числе для:
экстернов;
обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (далее – обучающиеся с ОВЗ);
экстернов с ОВЗ, экстернов детей-инвалидов и инвалидов (далее – экстерны с ОВЗ);
обучающихся по состоянию здоровья на дому;
обучающихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление в школу, в которой они обучаются, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.
Обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предоставляют копию рекомендаций ПМПК, оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность).
Результат итогового собеседования как допуск к ГИА действует бессрочно.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля (12.02.2025) – основная дата, во вторую рабочую среду марта (12.03.2025) и третий понедельник апреля (21.04.2025) – дополнительные даты.
Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15-16 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, экстернов с ОВЗ продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (общая продолжительность для указанной категории может составлять в среднем 45 минут).
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость, инструктаж участника собеседования собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).
Итоговое собеседование проводится в школах. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования).
Для проведения итогового собеседования выделяются:
аудитории проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования,
аудитории ожидания/подготовки, в которых участники ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании,
аудитории для участников, прошедших итоговое собеседование.
Во время проведения итогового собеседования в аудитории проведения ведется аудиозапись (поточная и индивидуальная).
Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени.
Технология проведения итогового собеседования предполагает устное выполнение участниками заданий КИМ.
КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя:
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА вслух,
ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ текста с включением приведенного высказывания,
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ по одной из выбранных тем,
ДИАЛОГ с собеседником.
Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете школы (на уроке) или в аудитории ожидания/подготовки.
Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения согласно списку.
Во время проведения итогового собеседования участникам необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и черную гелиевую ручку.
При этом ЗАПРЕЩАЕТСЯ иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
В случае нарушения участник будет удален с итогового собеседования, о чем будет составлен «Акт об удалении».
При входе в аудиторию проведения участник занимает автоматизированное рабочее место рядом с собеседником, прослушивает инструктаж по выполнению работы и приступает к выполнению заданий.
Собеседник фиксирует в ведомости данные о каждом участнике (ФИО, данные документа, удостоверяющего личность, время начала ответа и время окончания ответа), а после завершения выполнения заданий каждый участник ставит свою подпись в этой ведомости.
Проверка ответов каждого участника итогового собеседования может осуществляться экспертом как непосредственно в процессе ответа участника, так и по завершении проведения итогового собеседования по аудиозаписи ответов участников.
В случае, если проверка устных ответов участников итогового собеседования будет осуществляться по аудиозаписи, необходимо дать участнику прослушать аудиозапись своего ответа.
В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам». Такому участнику предоставляется возможность повторно пройти итоговое собеседование в дополнительные сроки.
Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Для отдельных категорий участников итогового собеседования с ОВЗ определен перечень заданий итогового собеседования и шкала оценивания с минимальным количеством баллов, которое необходимо для получения «зачета», отличным от минимального количества баллов для остальных категорий участников. Указанным участникам предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.
Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.
оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;
оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.
копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в увеличенном размере;
обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;
индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
привлечение в качестве собеседника дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования, в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника).
при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).
Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК.
Результатом итогового собеседования является «зачёт» или «незачёт».
Результаты итогового собеседования утверждаются приказами Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не позднее чем через 12 календарных дней после соответствующей даты поведения итогового собеседования.
Местами ознакомления с результатами участников итогового собеседования являются места их регистрации на участие в итоговом собеседовании (школы). Ознакомление проходит не позднее чем через два дня после их утверждения приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым под подпись и в индивидуальном порядке.
Повторно допускаются к сдаче итогового собеседования в дополнительные сроки в текущем учебном году следующие участники:
— получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
— удаленные с итогового собеседования за нарушение Порядка;
— не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования участникам итогового собеседования при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку муниципальной комиссией аудиозаписей устного ответа участника итогового собеседования.
РЕГИСТРАЦИЯ НА ГИА-11
Регистрация для участия в ГИА 2025/2026 учебного года осуществляется со 1 декабря 2025 года по 1 февраля 2026 года (включительно).
Экзамены проводятся в досрочный, основной и дополнительный периоды. В каждом из периодов проведения экзаменов предусматриваются резервные сроки.
Для участников ГИА, а также для обучающихся СПО, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период проведения экзаменов. Для выпускников прошлых лет ЕГЭ проводится в резервные сроки основного периода проведения экзаменов.
Если обучающиеся, выпускники образовательных организаций текущего учебного года планируют сдавать экзамены ГИА более чем по 9 учебным предметам, то также рекомендуется часть экзаменов вынести на досрочный период.
Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных), желающие пройти ГИА в досрочный период, должны не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов получить допуск педагогического совета образовательной организации.
Места регистрации
Регистрацию выпускников ОО текущего года осуществляют школы, в которых выпускники осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Регистрацию экстернов осуществляют ОО по выбору экстернов.
Регистрацию выпускников прошлых лет, обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, осуществляют МОУО или ОО, утвержденные в качестве мест регистрации для данных категорий участников.
Комплект документов для осуществления регистрации:
заявления на сдачу ГИА с указанием перечня выбранных для сдачи предметов, уровня ЕГЭ по математике (математика базового уровня или математика профильного уровня), формы прохождения и периода ГИА ; при выборе различных форм прохождения ГИА заполняются соответственно два заявления: 1 заявление на предметы в форме ЕГЭ, 2 — на выбранные предметы в форме ГВЭ;
копии документа, удостоверяющего личность;
копии СНИЛС;
копии документа, подтверждающего получение среднего общего образования (копия документа предоставляется с оригиналом указанного документа) (для выпускников прошлых лет).
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ для участия в ГВЭ для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ для участия в ЕГЭ для выпускников прошлых лет
Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, и обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при подаче заявления предъявляют справку из образовательной организации, в которой они проходят обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году (форма справки определяется образовательной организацией самостоятельно).
Обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранной образовательной организации, предъявляют справку с заверенным в установленном порядке переводом на русском языке.
Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся, выпускники прошлых лет – инвалиды и дети-инвалиды – оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, и надлежащим образом заверенные копии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, в случае необходимости создания дополнительных специальных условий. Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дети-инвалиды (далее вместе – участники с ОВЗ) обязательно заполняют соответствующие поля в заявлении, указывая перечень условий, которые им необходимо создать для прохождения ГИА в пункте проведения экзамена (далее – ППЭ) согласно медицинским показаниям (перечень необходимых условий обозначается отметкой в соответствующем поле в заявлении, если таковые не представлены в заявлении, условия прописываются в специально отведенном для этого месте в заявлении), а так же вписывают в заявление реквизиты медицинского документа.
Заявления на участие в ГИА подаются обучающимися, выпускниками прошлых лет лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
В период до 1 февраля 2026 года (включительно) обучающиеся, выпускники прошлых лет, могут внести изменения в перечень ранее выбранных предметов для прохождения ГИА, либо в свои персональные данные, путем подачи соответствующего заявления.
Перечень документов, удостоверяющих личность, на основании которых осуществляется регистрация на ГИА
Документы, удостоверяющие личность граждан Российской Федерации
Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (форма 2П «Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации»);
Паспорт гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (заграничный);
Дипломатический паспорт;
Служебный паспорт;
Удостоверение личности военнослужащего;
Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта.
Документы, удостоверяющие личность иностранных граждан
Паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
Разрешение на временное проживание;
Вид на жительство;
Иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Документы, удостоверяющие личность лица без гражданства
Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
Разрешение на временное проживание;
Вид на жительство;
Иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Документы, удостоверяющие личность беженцев
Удостоверение беженца.
Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании гражданина беженцем на территории Российской Федерации.
Свидетельство о предоставлении временного убежища, выдаваемое одному из родителей несовершеннолетнего.
Выбор предметов для прохождения ГИА
Участники проходят ГИА по обязательным учебным предметам «Русский язык» и «Математика».
Участники ГИА вправе пройти ЕГЭ по следующим учебным предметам: «Биология», «География», «Иностранные языки» (английский, испанский, китайский, немецкий, французский), «Информатика», «История», «Литература», «Обществознание», «Физика», «Химия», которые указанные участники ГИА сдают по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ по соответствующим учебным предметам при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в ОО высшего образования.
Для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА по их выбору проводится в форме ЕГЭ или ГВЭ.
ВЫБОР ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ДЛЯ СДАЧИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
От решения выпускников зависит будущее направление развития способностей и возможностей для поступления в престижные учебные заведения страны. При выборе предметов естественно-научного цикла станут доступными точные науки, инженерия, информационные технологии. Предлагаем обратить внимание на следующие предметы: физика, математика профильного уровня и информатика, химия и биология.
Почему стоит выбрать именно эти предметы?
ФИЗИКА открывает двери в мир высоких технологий, инноваций и инженерных профессий будущего. Профессии, связанные с физикой, востребованы во всех сферах современной экономики: от IT-технологий и робототехники до энергетики и биотехнологий. Изучение физики развивает аналитическое мышление, способность решать нестандартные задачи и критически оценивать ситуацию.
МАТЕМАТИКА ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ формирует фундаментальные знания и умения, необходимые для успешной карьеры инженера, программиста, экономиста, финансиста и многих других специалистов. Она учит строить алгоритмы решений сложных проблем, развивать абстрактное мышление и повышает шансы поступить на самые конкурентные направления подготовки университетов России.
ИНФОРМАТИКА Сегодняшний мир неразрывно связан с цифровыми технологиями, искусственным интеллектом, большими данными и информационной безопасностью. Владение основами программирования, алгоритмизации и компьютерного моделирования обеспечит вам возможность стать профессионалом, способным создавать технологические продукты мирового уровня.
Выбор ЕГЭ по ХИМИИ и БИОЛОГИИ – это осознанный шаг навстречу профессиям, меняющим мир. Эти науки – фундамент для понимания самой жизни: от химических реакций в клетке до сложных экосистем. ЕГЭ по данным предметам станет «ключом» к двери ведущих вузов страны, открывая путь на медицинские, биотехнологические и исследовательские факультеты. Вы сможете стать врачом, создателем новых лекарств, генетиком. Это направление для тех, кто хочет не просто наблюдать за прогрессом, а создавать его. Выбор химии и биологии – это инвестиция в карьеру, где ваш талант и труд будут направлены на решение самых важных задач человечества.
Вы не просто выбираете эти предметы – вы доказываете готовность к сложной и значимой работе. С этим набором ЕГЭ ваше будущее оказывается в сфере самых востребованных специальностей. Этот выбор даст вам преимущество перед сверстниками, позволит реализовать потенциал и достичь успехов в профессиях будущего!
Выбирайте путь осознанно и смело идите навстречу успеху!
Внесение изменений в регистрационные данные после 1 февраля 2026 года
Обучающиеся, экстерны, выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам СПО, имеют право изменить (дополнить) перечень указанных ими в заявлении экзаменов, также изменить форму прохождения ГИА и сроки участия в ГИА при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае подается заявление в государственную экзаменационную комиссию Республики Крым (ГЭК) с указанием измененного перечня учебных предметов, формы прохождения ГИА, сроков участия в ГИА и причины изменений, а также подтверждающие документы, подаются не позднее чем за 2 недели до начала соответствующего экзамена.
Обучающиеся, экстерны, выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам СПО, не зарегистрировавшиеся в установленные сроки, после 1 февраля подают заявление на ГИА в ГЭК только при наличии уважительных причин, подтвержденных документально и не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.
В случае изменения персональных данных у зарегистрированного обучающегося (изменение фамилии, имени или отчества, изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность и т.д.) необходимо написать соответствующее заявление на имя руководителя РЦОИ, подготовить копию документа, подтверждающего данное изменение (например, копию свидетельства о заключении брака или копию нового паспорта информацией о ранее выданном паспорте) и предоставить ответственному за регистрацию в ОО или МОУО. Ответственный за регистрацию передает данный комплект документов с ходатайством в РЦОИ для внесения изменений в персональные данные посредством защищенного канала передачи данных.
Итоговое сочинение (изложение) состоится:
основной этап: 3 декабря 2025 года,
дополнительные этапы – 4 февраля и 8 апреля 2026 года.
В 2025/26 учебном году комплекты тем итогового сочинения формируются из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2025 году.
В подраздел 3.3. «Искусство и человек» раздела 3 «Природа и культура в жизни человека» будут включены литературные темы (примеры новых формулировок даны ниже).
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением
примера (-ов) из литературного материала.
Ниже представлена структура (названия разделов и подразделов) и комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.
Структура закрытого банка тем итогового сочинения
Разделы и подразделы
Комплекты тем итогового сочинения формируются из закрытого банка тем итогового сочинения. Он включает в себя более 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы.
Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения.
1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы
и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
темы 3, 4 Семья, общество, Отечество в жизни человека
темы 5, 6 Природа и культура в жизни человека
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела: связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела: связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи; нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека; касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории; позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс; побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела: связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии; нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре; касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами); позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей; побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
Примеры формулировок литературных тем для итогового сочинения
Темы, близкие литературным темам, изначально присутствуют в разных разделах закрытого банка итогового сочинения.
Подраздел банка — Примеры литературных тем:
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества — «Близки ли Вам представления автора романа «Война и мир» о подлинной красоте человека?»
3.3. Искусство и человек — «Самое яркое впечатление в Вашем читательском опыте»
3.4. Язык и языковая личность — «Речь кого из известных Вам людей или литературных героев Вы бы назвали образцовой?»
Примеры новых формулировок литературных тем:
Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С.Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»?
И.А.Бунин писал: «Если человек не потерял способности ждать счастья — он счастлив». Кого из литературных персонажей можно назвать счастливым по этой формуле писателя?
О каком из героев русской литературы можно сказать словами М.Ю.Лермонтова: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой»?
Указанные темы имеют этико-философскую направленность, не дублируют существующие подходы к формулировкам тем сочинений в разных формах ГИА и представляют возможность широкого выбора литературного материалы (учитывая читательские предпочтения и потенциальную возможность опоры на произведения из школьной программы).
Новые формулировки тем соответствуют литературоцентричному и надпредметному характеру итогового сочинения, не требуют обновления системы оценивания итогового сочинения.
Образец комплекта тем 2025/26 учебного года (обновлен)
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения (без изменений)